Многолюдные крестьянские семьи на Руси жили под одной крышей, объединяя не одно поколение. Иерархия была строга, а во главе стоял «большак» — глава семьи, чья тень власти простиралась и на интимные стороны жизни. Отголоски забытых обычаев «Снохачество» — так называли греховную связь свекра с невесткой, практику, которую историк В.
И. Семевский клеймил как «отвратительную черту» […]
Многолюдные крестьянские семьи на Руси жили под одной крышей, объединяя не одно поколение. Иерархия была строга, а во главе стоял «большак» — глава семьи, чья тень власти простиралась и на интимные стороны жизни.
Отголоски забытых обычаев
«Снохачество» — так называли греховную связь свекра с невесткой, практику, которую историк В. И. Семевский клеймил как «отвратительную черту» русского крестьянства. Истоки этого обычая, процветавшего в XVIII-XIX веках, ведут к архаичной форме брака — групповому, служившему переходом от беспорядочных связей к моногамии.
Тень одиночества и бесправия
Первые упоминания о снохачестве датируются концом XVIII века. Войны и долгая служба (до 25 лет!) отрывали мужей от семьи, оставляя жен вдовствовать при живом супруге. Подчиненная главе семьи, молодая жена становилась легкой добычей.
Одиночество, бесправие и давление «большака» — кнут и пряник — делали выбор иллюзорным. С 1874 года срок службы сократился, но на смену армии пришли заработки в городах, оставляя семьи на долгие месяцы.
Грех или вымысел?
Церковь клеймила снохачество как грех, приравнивая его к инцесту. Это дало повод считать его редким явлением.
Но метрические книги, этнографические записи и судебные дела из разных губерний рисуют иную картину. Снохачество не было редкостью даже в начале XX века, а его следы можно найти в произведениях русских классиков: Шолохова, Лескова, Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Горького.
Многогранная история
Снохачество — не просто «отвратительная черта», но и тень забытых обычаев, отражение бесправия женщины и суровой реальности крестьянской жизни.
Свежие комментарии