Проигрыш в детской игре может обернуться бурей эмоций. Родителям порой проще поддаться, но такая стратегия таит риски. Во-первых, рано или поздно ребенок столкнется с игрой со сверстниками, где никто не станет ему поддаваться. Во-вторых, «раскусив» взрослых, ребенок не испытает радости от фальшивой победы, и игра потеряет смысл.
Психологи утверждают: зрелость личности определяется уровнем фрустрации, которую человек способен выдержать. Значит ли это, […]Проигрыш в детской игре может обернуться бурей эмоций. Родителям порой проще поддаться, но такая стратегия таит риски. Во-первых, рано или поздно ребенок столкнется с игрой со сверстниками, где никто не станет ему поддаваться. Во-вторых, «раскусив» взрослых, ребенок не испытает радости от фальшивой победы, и игра потеряет смысл.
Психологи утверждают: зрелость личности определяется уровнем фрустрации, которую человек способен выдержать. Значит ли это, что никогда нельзя поддаваться ребенку и всегда играть в полную силу?
Руководитель методического отдела онлайн-школы поделилась секретами сбалансированного подхода, учитывающего возраст и уровень развития ребенка.
1. Выбирайте игры по силам
Играть с трехлетним малышом в «Монополию» по всем правилам – не лучшая идея. А вот собрать из кубиков высокую башню будет интересно и по силам.
Согласно теории развивающего обучения, у ребенка есть:
- Зона актуального развития: навыки, которыми он уже владеет.
- Зона ближайшего развития: навыки, которые ребенок может освоить с помощью взрослого или самостоятельно (но это сложнее).
Если игра находится в зоне актуального развития ребенка, можно играть честно, по правилам, не поддаваясь. Пятилетний ребенок прекрасно справится с прятками, в отличие от двухлетки, который прячется за короткой шторой. А вот в «Монополию» на равных можно играть с детьми 7-8 лет.
Если игра находится в зоне ближайшего развития, вам придется подсказывать ходы и напоминать правила.
2. Дайте фору
Чем младше ребенок, тем меньше игр, в которых он может конкурировать с родителями на равных. Поэтому обсуждение игрового преимущества младшего – это нормально. Даже спортсмены соревнуются в разных весовых категориях.
Обговорите заранее, что привилегии в игре даны не из жалости, а для выравнивания сил, и четко обозначьте условия. Например, при игре в шахматы взрослый может ходить без ладьи, а у ребенка есть два «хода» за игру.
3. Разделите чувства от поражения
Игра несложная, фору дали, а ребенку не везет? Помогите пережить поражение, не обесценивая его чувства. Избегайте фраз вроде: «Это всего лишь игра, в следующий раз победишь!».
Наоборот, дайте понять, что вы его понимаете, ведь и с вами такое случалось. Но жизнь продолжается, и впереди еще много шансов на победу.
Сложно поверить, но поражения – это часть пути к будущим победам.
Они учат:
- Преодолевать трудности.
- Ставить новые цели и идти к ним.
- Тренировать самообладание и стрессоустойчивость.
Взрослые знают, насколько это важные навыки.
4. Покажите пример
Дети склонны копировать поведение взрослых. Если в семье принято бурно переживать проигрыш любимой команды, ломая вещи и используя нецензурную брань, не стоит ожидать, что ребенок спокойно примет свое поражение.
Если взрослые винят в своих неудачах других, то и ребенок будет уверен, что проиграл из-за нечестной игры.
Покажите, как можно вести себя как при проигрыше, так и при выигрыше. Важно даже в минуты триумфа уметь найти слова поддержки для проигравшей стороны.
5. Сам процесс игры должен приносить удовольствие всем участникам.
Важно, чтобы фокус на проигрыше/выигрыше не перекрыл эмоции от совместного времяпрепровождения.
Как этого добиться?
Поддавайтесь через раз. Если очень хочется, то можно!
Свежие комментарии